А вас так учили умножению?

Каждому из нас и детям приходилось или придётся учить умножение, таблица которой  была непременным атрибутом школьной тетради. Можно ли ребёнку облегчить запоминание таблицы умножения?

На мой взгляд, это можно сделать, добавив зрительную и механическую память. Предлагаемый приём основан не на автоматическом заучивании таблицы, а на постоянно возобновляемых простых арифметических действиях, которые способствуют развитию мышления и навыков счёта в уме.  Конечно, изначально ребёнок должен помнить порядок цифр установочной части десятка, понимать, что такое разряд? Русский термин «разряд» красноречиво объясняет свой смысл – это порядок цифр 1-9 (а-з) и его половина 1-5 (а-д) с совмещённым центром в пятёрке (1-5-9). Это описывается в других моих публикациях на тему цифрового ряда, поэтому ограничимся представлениями цифрового ряда в виде:

(0),1,2,3,4,5,6,7,8,9, (10)… и набором принятых в современной математике разрядов в виде «десятков»:

10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100.

Ребёнку легко понять, что разряды – это тот самый порядок цифр, только каждая цифра в нём помечена добавлением нуля. Кроме этого необходимо понимание ребёнком чётности, т.к. при умножении чётной цифры (числа) на пять  последняя цифра произведения в виде числа всегда будет нулём, а при умножении нечётной цифры (числа) при умножении на пять в произведении всегда будет стоять пятёрка.

После того, как разобрались с разрядами и чётностью, можно приступать непосредственно к результатам умножения.

Легко понимается, что при умножении на два будут задействованы два разряда, на три – три разряда и т.д..

Умножение на 2.

 Для лёгкого запоминания

следует хорошо  запомнить

результаты умножения в

первом разряде

(умножение на два от одного

до пяти).

Результаты умножения:

2, 4, 6, 8, 10.

Далее необходимо умножить

на два от шести до 10.

Запоминается легко, если

включить зрительную память.

Для этого нужно записать

результаты (числа) второго

разряда вертикально.

_  _  _  _  _   1, 1, 1, 1, 2

2, 4, 6, 8,10, 2, 4, 6, 8, 0  

Легко запоминается повторяющаяся очерёдность цифр. Непременно следует помнить, что самостоятельная запись ребёнком цифр и чисел включает ещё одну память – моторику, которая закрепляет и усиливает зрительную память, детализируя место каждого символа в памяти и на бумаге.

Чтобы легко представить умножение на три, нужно вычленить повторяющиеся последовательности цифр. Для этого следует создать незамысловатую запись цифр от одного до девяти, разместив по три в создаваемой таблице.

1, 2, 3

4, 5, 6

7, 8, 9

Если читать не слева направо, а сверху вниз, получим три последовательности цифр:

1,4,7; 2,5,8; 3,6,9.

В первом разряде при умножении на три имеем последовательно 3, 6, 9. Во втором разряде имеем второй цифрой  ряд 2,5,8. В третьем разряде будет 1, 4,7. Следует отметить, что последовательность 3,6,9 сохраняется, если складывать значения соответственного разряда и ряда единиц.12=3, 15=6, 18=9, 21=3, 24=6, 27=9.

Смотрим и запоминаем:

_  _  _  1, 1, 1, 2, 2, 2, 3

3, 6, 9, 2, 5, 8, 1, 4, 7, 0.

Прежде, чем перейти к умножению на четыре и далее, удобно рассмотреть умножение на пять. Запоминание умножения на пять не вызывает трудности.  В пределах пяти десятков имеем:

5,10, 15,20, 25,30, 35,40, 45,50

В каждом десятке имеем пару пятёрок. В пяти десятках имеем пять пар или десять пятёрок. Две пятёрки – это десять, четыре – двадцать, шесть – тридцать, восемь – сорок, десять – пятьдесят, т.е. возвращаемся к ряду 1, 2, 4, 6, 8, 10.

Можно обратить внимание, что при умножении каждой цифры на два будем получать количество пятёрок в соответствующем  разряде. Соответственно, в первом разряде 1х2=2, т.е. две пятёрки. 2х2=4, т.е в двадцати имеем четыре пятёрки и т.д.  Смотрим и запоминаем:

_  _  1, 1, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 4

4, 8, 2, 6, 0, 4, 8, 0, 2, 6, 0

Умножение на 4.

При умножении на четыре задействовано четыре разряда. Повторяется последовательность 4, 8 первого разряда, 2, 6 второго разряда в третьем и четвёртом разряде. Можно обратить внимание, что после 4, 8 идёт «сдвиг» на двойку, т.е во втором и четвёртом разряде имеем:  2, 6.

Хочется напомнить, что запись вертикально приводимых примеров, ученик должен выполнять сам, самостоятельно выполняя вычисления. При этом он может привлекать для удобства вычисления пальцы рук.

Умножение на 6.

Записываем вертикально результаты:

_  1  1  2  3  3  4  4  5  6

6, 2, 8, 4, 0, 6, 2, 8, 4, 0

Видим повторение : 6, 2, 8,4, 0. Виден «сдвиг» в парах 6, 2 и 8, 4. Здесь можно указать на облегчение, если запомнить, что от 30-ти отнять 6, будет 24, а от 60-ти отнять 6,  получим 54. Так же можно отнимать две шестёрки (6+6=12) 30-12=18; 60-12=48. Помня, что 30 – это пять шестёрок, легко прибавить ещё одну или две шестёрки. Можно обратить внимание на то, что при вертикальном сложении получается последовательность 6,3,9,6…

Умножение на 7.

Записываем вертикально:

_  1  2  2  3  4  4  5  6  7

7, 4, 1, 8, 5, 2, 9, 6, 3, 0

Видим знакомые последовательности цифр только в обратном порядке:

7,4,1;  8,5,2 и 9,6,3.

Вначале ориентироваться довольно трудно, но со временем автоматизм  приносит свои результаты. В памяти появляются «опорные» цифры, например,  внутри ряда может служить пятёрка 7х5=35. К этому числу легче прибавить или отнять одну-две семёрки. Довольно быстро запоминается какое-нибудь другое произведение, от которого легче вспомнить необходимое произведение.

Умножение на 8.

Опять просим ученика самостоятельно записать вертикально единицы и десятки.

Смотрим, анализируем и запоминаем.

_  1  2  3  4  4  5  6  7  8

8, 6, 4, 2, 0, 8, 6, 4, 2, 0

Запоминается легко. Повторяется ряд чётных цифр в обратном порядке: 8,6,4,2,0.

Можно вычислять иначе. В первом разряде отнимаем одну двойку от 10-ти. Во втором разряде, что будет соответствовать 8х2, от двадцати отнимаем две двойки, В третьем разряде отнимаем три двойки, т.е. шесть от тридцати. В четвёртом разряде отнимаем четыре двойки , т.е. восемь. Получается 4х8=32. Далее вспоминаем, что умножение пятёрки на чётное число второй цифрой будет ноль. Первой цифрой числа будет половина восьмёрки 8:2=4.  Число сорок является своеобразным рубежом.  Далее  опять повторяется последовательность 8,6,4,2,0.

Далее удобнее считать от 80-ти, отнимая по восемь или помнить, что после сорока в пятом разряде следует прибавлять по восемь.

Умножение на 9.

Смотрим на записанные ребёнком числа вертикально:

_  1  2  3  4  5  6  7  8  9

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0

Надеюсь, ученик заметил расположение цифр в рядах?

Считается и запоминается легко. 1х9=9. До десятка не хватает единицы. 2х9=18. Видим, что до двадцати не хватает двух единиц и т.д..

Умножение на десять ученик должен догадаться сам.

Научите ребёнка думать с первых шагов в этом бушующем мире.

Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно овладевал знаниями как в школе, так и в жизни, необходимо помнить обязательные правила успеха.

  1. Помните, если человек научился читать , не вникая в смысл читаемого  текста, он вряд ли запомнит то, о чём он прочитал. Обязательно нужно добиться быстрого и осмысленного чтения. Обязательный пересказ принуждает к осмысленному чтению. Многократное прочтение текста порождает необходимую скорость.
  2. Если ребёнок не научился быстро читать, то уже с пятого класса, когда активно приучают работать самостоятельно, он не будет успевать за объёмом предлагаемой информации из-за медленного чтения. Нужно как можно раньше и много приучать ребёнка читать.

Как вы уже догадались, изучение умножения ушло на второй план. Знание таблицы умножения превращается в проверочный тест умения быстро считать в уме, искать варианты решения сиюминутных задач. Арифметика даёт возможность научиться думать. Изначально, возможно, это будет трудно, но, в конечном счёте, даже сравнивать нельзя с результатами зубрёжки. Автоматическое заучивание лишает ребёнка пройти путь получения навыков самостоятельного мышления.

Пусть ребёнок многократно вычисляет и записывает вертикально ряды, пока у него не отпадёт в этом потребность.

Правильно выученная таблица умножения с привлечением как зрительной, так и моторной памяти с привлечением осмысленных действий с цифрами и числами дают прекрасный результат во всём остальном образовательном процессе.

Будьте настойчивыми в достижении цели. Не упустите шанс сделать это в своё время.

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии